Версия для слабовидящих
Общая информация
Рабочая программа воспитания начального общего образования

Паспорт программы

Наименование

программы

Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Солнышко"

Основание для

разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы

Заказчик

Администрация МКОУ Большеклочковская СОШ

Разработчик программы

Одинцова Г.Ю., учитель начальных классов

Цели программы

Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи программы

ü усвоение младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;

ü самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника;

ü развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Сроки реализации

2021 – 2025 гг.

Основные направления воспитательнойсистемы

ü Интеллектуально – познавательное;

ü Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения;

ü Спортивно –оздоровительное;

ü Гражданско – патриотическое;

ü Трудовое, профориентационное;

ü Досуговая деятельность;

ü Самоуправление;

ü Семейное.

Участники реализации

Учащиеся 1 - 4 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большеклочковская средняя общеобразовательная школа».

Контингент

Младшие школьники 6-10 лет

Дополнительные

сведения

Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы.

Ожидаемые результаты

Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Организация контроля

за ходом исполнения

Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Солнышко».

Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса.

 

Постановка проблемы и актуальность программы

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.

2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.

3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.

4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.

Цель данной программы - создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности .

Задачи:

- Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;

- Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;

- Формирование у воспитанников общественной активности, самостоя­тельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;

- Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;

- Приобщение к здоровому образу жизни;

- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения;

- Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре;

- Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом разви­тии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

 

1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей;
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

 

Формы и методы работы:

  • Классные часы
  • Беседы
  • Игровые тренинги
  • Праздники
  • КТД
  • Игровые и конкурсные программы
  • Викторины, познавательные игры
  • Поощрение
  • Убеждение (самоубеждение)
  • Внушение (самовнушение)
  • Метод самореализации
  • Требование
  • Метод воспитывающих ситуаций
  • Метод соревнования

 

Направление

Цель

Пути реализации

Предполагаемый результат

1.Интеллектуально-познавательное воспитание

1. Развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся.
2. Формировать положительное отношение к учебе, знаниям, науке.

3. Развивать индивидуальные, особенности учащихся.

4.Формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.

5.Формировать и развивать познавательную мотивацию.

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные марафоны;

- конкурсы научно-исследовательских работ;

- предметные олимпиады.

- индивидуальные занятия с детьми
- экскурсии,

- предметные недели.

Развитие способностей

личности ученика;

самостоятельное мышление.

2.Гражданско-патриотическое

1.Прививать чувства справедливости, любви к семье, школе, городу, краю, Родине.
2. Развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся; скромность, личную порядочность.

3. Воспитывать уважение к истории, к народной памяти.

 

- День защитников Отечества,
- мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню России, дню Конституции и др.,
- тематические конкурсы детского рисунка

- Неделя пожилого человека,

- читательские конференции;

- цикл бесед «Уроки нравственности»;

- праздники, конкурсы;

- экскурсии, поездки.

- Формирование

гражданско-нравственной

позиции.

- Развитое чувство собственного достоинства,

самодисциплина.

- Осознание учащимися

судьбы Отечества, его

прошлому,

настоящему

и будущему.

- Настоящий гражданин любит

и бережет природу.

3.Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности и отвечающей за своё поведение и поступки в школе, семье и в обществе. 
2. Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности. 
3. Осознание ценности своего существования и ценности существования других людей, воспитание бережного отношения к собственной жизни и жизни других.

4. Формировать основы правового просвещения, основ грамотности безопасности жизнедеятельности.
5. Воспитывать и развивать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе.

6.Формировать.отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
7. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.

- уроки,
- конкурсы детских творческих работ,
- праздники народного календаря,
- участие в смотрах и конкурсах,

-тематические классные часы по нравственной тематике.

- Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

- Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми,

взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- Уважительное отношение к традиционным религиям;

- Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность

4.Трудовое

1.Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

2.Уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

3.Элементарные представления об основных профессиях.

4.Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности.

5.Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

6.Умение соблюдать порядок на рабочем месте.

7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

- экскурсии,

- узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных».

- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.)

- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);

-приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

- Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- Элементарные представления о различных профессиях;

- Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

5.Семейное

 

 

 

 

 

 

1. Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

2.Формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных

отношений.

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

- участие родителей в управлении школой;

-родительские собрания;

- совместные творческие дела;

-программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач;

- проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.).

Сформированные у обучающихся ценностные представления о

семье, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- Сформированные знания в сфере этики и психологии семейных

отношений.

6.Самоуправление

1.Развитие разных форм детского самоуправления.

2.Воспитание чувства гордости за родную школу через формирование положительного имиджа и престижа Школы.

3. Создание новых традиций в рамках уклада школьной жизни.

-  оформление школьного уголка;

- организация дежурства;

- выборы органов самоуправления;

- поручения в классе;

- классные собрания;

- операция «Чистюля»;

- Операция «Дневничок»;

-беседы по данной тематике.

- Формирование интереса и стремлений к активной творческой деятельности в своём классе,

-Развитие коммуникативных умений, умений работать в коллективе.

7.Спортивно-оздоровительное

1.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.

2.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

3.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.

4.Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

5.Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

6.Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

7.Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

8. Развивать ценностное отношение к своему здоровью посредством участия ВФСК ГТО.                    

- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых программ);

- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, родителями);

- участие в программе ВФСК ГТО

- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

8.Досуговая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений

представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие»,

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных

творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,

собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических

эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических

предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций

на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса

обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной

литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

- Выставка рисунков «Мой край родной, как ты многообразен»;

- Экологическое мероприятие;

-Устный журнал, рубрика в школьной газете «Вежливость и доброта»;

- Диспут;

- Урок добра;

- Турпоход;

-  Праздники.

- Развитые индивидуальные

творческие способности;

- Развитое представление о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта.

 

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;
  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

 

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
  • тестирование;
  • микроисследования.

Программа реализации концепции воспитательной деятельности.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

 

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Основные направления

Формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские встречи, обмен опытом

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни семьи

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

 

Модель выпускника начальной школы.

 

Личностные качества:

 

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

Регулятивные качества:

 

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

 

Познавательные качества:

 

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

 

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

 

 

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: