Паспорт программы
Наименование программы |
Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Солнышко" |
Основание для разработки программы |
Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы |
Заказчик |
Администрация МКОУ Большеклочковская СОШ |
Разработчик программы |
Одинцова Г.Ю., учитель начальных классов |
Цели программы |
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. |
Задачи программы |
ü усвоение младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут; ü самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника; ü развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем. |
Сроки реализации |
2021 – 2025 гг. |
Основные направления воспитательнойсистемы |
ü Интеллектуально – познавательное; ü Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения; ü Спортивно –оздоровительное; ü Гражданско – патриотическое; ü Трудовое, профориентационное; ü Досуговая деятельность; ü Самоуправление; ü Семейное. |
Участники реализации |
Учащиеся 1 - 4 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большеклочковская средняя общеобразовательная школа». |
Контингент |
Младшие школьники 6-10 лет |
Дополнительные сведения |
Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы. |
Ожидаемые результаты |
Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. |
Организация контроля за ходом исполнения |
Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Солнышко». Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
Постановка проблемы и актуальность программы
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.
3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.
4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.
Цель данной программы - создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности .
Задачи:
- Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
- Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
- Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
- Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения;
- Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре;
- Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Формы и методы работы:
Направление |
Цель |
Пути реализации |
Предполагаемый результат |
1.Интеллектуально-познавательное воспитание |
1. Развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся. 3. Развивать индивидуальные, особенности учащихся. 4.Формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность. 5.Формировать и развивать познавательную мотивацию. |
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; - интеллектуальные марафоны; - конкурсы научно-исследовательских работ; - предметные олимпиады. - индивидуальные занятия с детьми - предметные недели. |
Развитие способностей личности ученика; самостоятельное мышление. |
2.Гражданско-патриотическое |
1.Прививать чувства справедливости, любви к семье, школе, городу, краю, Родине. 3. Воспитывать уважение к истории, к народной памяти.
|
- День защитников Отечества, - Неделя пожилого человека, - читательские конференции; - цикл бесед «Уроки нравственности»; - праздники, конкурсы; - экскурсии, поездки. |
- Формирование гражданско-нравственной позиции. - Развитое чувство собственного достоинства, самодисциплина. - Осознание учащимися судьбы Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. - Настоящий гражданин любит и бережет природу. |
3.Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения |
1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности и отвечающей за своё поведение и поступки в школе, семье и в обществе. 4. Формировать основы правового просвещения, основ грамотности безопасности жизнедеятельности. 6.Формировать.отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. |
- уроки, -тематические классные часы по нравственной тематике. |
- Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, - Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - Уважительное отношение к традиционным религиям; - Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность |
4.Трудовое |
1.Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества. 2.Уважение к труду и творчеству старших и сверстников. 3.Элементарные представления об основных профессиях. 4.Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности. 5.Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. 6.Умение соблюдать порядок на рабочем месте. 7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. |
- экскурсии, - узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». - получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.) - приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время); -приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. |
- Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - Ценностное и творческое отношение к учебному труду; - Элементарные представления о различных профессиях; - Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
5.Семейное
|
1. Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни. 2.Формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. |
- участие родителей в управлении школой; -родительские собрания; - совместные творческие дела; -программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач; - проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.). |
Сформированные у обучающихся ценностные представления о семье, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - Сформированные знания в сфере этики и психологии семейных отношений. |
6.Самоуправление |
1.Развитие разных форм детского самоуправления. 2.Воспитание чувства гордости за родную школу через формирование положительного имиджа и престижа Школы. 3. Создание новых традиций в рамках уклада школьной жизни. |
- оформление школьного уголка; - организация дежурства; - выборы органов самоуправления; - поручения в классе; - классные собрания; - операция «Чистюля»; - Операция «Дневничок»; -беседы по данной тематике. |
- Формирование интереса и стремлений к активной творческой деятельности в своём классе, -Развитие коммуникативных умений, умений работать в коллективе. |
7.Спортивно-оздоровительное |
1.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников. 2.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. 3.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня. 4.Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; 5.Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека. 6.Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; 7.Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. 8. Развивать ценностное отношение к своему здоровью посредством участия ВФСК ГТО. |
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); - участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; - получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых программ); - получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, родителями); - участие в программе ВФСК ГТО |
- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
8.Досуговая деятельность
|
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. |
- Выставка рисунков «Мой край родной, как ты многообразен»; - Экологическое мероприятие; -Устный журнал, рубрика в школьной газете «Вежливость и доброта»; - Диспут; - Урок добра; - Турпоход; - Праздники. |
- Развитые индивидуальные творческие способности; - Развитое представление о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта. |
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
Программа реализации концепции воспитательной деятельности.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления |
Формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей |
родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации |
|
тренинги |
|
конференции |
|
родительские собрания |
|
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
дни семьи |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
|
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
|
родительское общественное патрулирование |
|
шефская помощь |
|
участие в управлении учебно-воспитательным процессом |
участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
Познавательные качества:
Выпускник научится:
Коммуникативные качества:
Выпускник научится: